Отрывок///Знакомьтесь: Букенбай Караулы из рода табын, известный казахский батыр. Слово «батыр» нам всем прекрасно знакомо, в славянских языках оно звучит как «богатырь». Батыры-богатыри, как мы все знаем, это лучшие воины: самые сильные, самые ловкие, самые храбрые, самые умелые.
Но есть небольшая разница. Если для русских «богатырь» — это нечто давнее, отжившее, былинное, то у казахов ситуация была прямо противоположной. Годы войны с Джунгарией – это золотой век казахского батырства, пик этого института, именно тогда жили и воевали самые знаменитые казахские батыры. Чокан Валиханов позже назовет это время «рыцарской эпохой», и трудно подобрать лучшее сравнение.
Что такое барымта? Ну, это совсем просто. Тогдашние казахи – это народ воинов. Но чаще всего и продолжительней всего казахи воевали между собой – барымта иногда не прекращалась столетиями. Грубо говоря, барымта – это насильственный захват чужого скота, имущества и, собственно, хозяев этого имущества. От обычного разбойничества барымту отличает то, что обычно ее посредством сводились счеты не между людьми, а между родами. Допустим, один кочевник обидел другого кочевника – невесту украл, брата зарезал или просто лошадей себе отогнал. Попытки решить дело миром ни к чему не привели – суд биев признал его виновным, постановил возместить ущерб, но он ничего возмещать и не думает, сидит у себя в ауле и смеется. Тогда обиженный собирал всех родичей на барымту, и большим отрядом шел и забирал силой всю сумму иска, попутно прихватывая и вообще все, что было, включая ясырь – невольников. От обычного набега барымта отличалась своей демонстративностью – в путь отравлялись обязательно при свете дня и открыто объявляли этот набег барымтой.
Потом, естественно, ограбленный род собирался на ответную барымту и процесс становился бесконечным. Самые ловкие и бесстрашные барымтачи и назывались народом «батырами», они быстро приобретали авторитет, власть и влияние в своем роду, а заодно и богатство, даже поговорка появилась «Кто боится барымты, тот не будет скотоводом».
Одним из таких всеми почитаемых батыров и был Букенбай Караулы из рода табын. Я вовсе не случайно все время подчеркиваю его происхождение, «из рода тыбын» — это важно.
Во-первых, потому, что батыров по имени Букенбай в тот золотой век степного рыцарства было как минимум трое (кроме нашего, славились еще Букенбай Буркуткаулы из рода шакшак племени аргын и Букенбай Акшиулы из рода канжигалы племени аргын), все они жили в одно и то же время и их, естественно, путали и продолжают путать.
Во-вторых, я вам, кажется, уже говорил что у кочевых народов, возникших на обломках империи Чингисхана, есть «сквозные» роды, существующие в нескольких этносах. Найманы, к примеру, известны в составе казахов, монголов, каракаллпаков, киргизов, алтайцев, ногайцев, узбеков, и западных бурят. Род «табын» не является в этом смысле исключением – до сих пор есть казахские табыны и башкирские табыны. Как вы уже наверное догадались, именно к башкирскому роду «табын» и принадлежал отправившийся на поиски Букенбая Таймас Шаимов. Оба табыны, оба батыры – ну как им было не подружиться?
Табыны, кстати, всегда славились воинской отвагой и дали России немало героев, как в давнем, так и недавнем прошлом. Так, из казахских табынов происходила, к примеру, Алия Молдагулова – погибшая на фронте девушка-снайпер, Герой Советского Союза, лично уничтожившая 78 солдат и офицеров, памятники которой стоят в шести городах бывшей большой страны. А башкирские табыны дали стране, к примеру, генерала Минигали Шаймуратова. Бывшего матроса и буденовца, самостоятельного изучившего английский, китайский, татарский, уйгурский и казахский языки, долгие годы работавшего «на земле» в Турции и Китае, и геройски погибшего в рукопашной во время рейда по тылам противника, который совершала возглавляемая им 112-я башкирская кавалерийская дивизия.
Но я отвлекся. Третья причина, по которой я акцентируюсь на происхождении Букенбая, заключается в том, что табын – это пусть и славный, но не совсем знатный и влиятельный род. Скорее уж наоборот. А это в те времена было более чем важно. Вспомнив ту же барымту – огромное значение имела элементарная численность рода. Умные ханы это понимали, потому и проводили периодически политику укрупнения родов.
Так вот, род «табын» укрупнили буквально за несколько десятилетий до Абулхаира, великий хан Тауке . Он свел рода табын, тама, кердеры, кереит, телеу, рамадан и жагалбайлы в единый племенной союз, который так и назвали: «жетыру», то есть «семь родов»